Треугольник экспозиции: ИСО, выдержка, диафрагма

19 марта 2014 by Alexey

Здравствуйте, уважаемые читатели моего сайта! Сегодня я решил написать обобщающий урок на тему того, какими способами можно задавать правильную экспозицию.

В прошлых уроках, мы рассмотрели такие полуавтоматические режимы, как: приоритет диафрагмы и приоритет выдержки. Разобрались, когда к ним стоит прибегать, а также рассмотрели на примерах третье понятие — «светочувствительность» матрицы или ISO. Я специально пишу «светочувствительность» в кавычках, так как я уже говорил, что у цифровой матрицы светочувствительность — постоянная величина.

Итак, перейдем к теме урока, а именно…

Настройка экспозиции кадра.

Экспозиция – количество света, получаемого матрицей фотоаппарата. А как можно регулировать количество света? Правильно, задавая время между открытием и закрытием (режим приоритета выдержки), изменяя размер диафрагмы, т.е. дырки через, которую проходит свет, а также усиливая или ослабляя электрический сигнал, т.е варьируя параметром ISO.

Для того, чтобы немного структурировать смысл статьи я набросал рисунок, показывающий, какой вклад в конечное изображение вносит каждый из трех параметров.

Treugolnik ISO, viderjka, diafragma

Из рисунка понятно, что варьируя временем выдержки, можно придавать изображению резкость или наоборот добавлять мягкость в некоторые детали (классический пример, снимки водопадов или капель воды). Задавая значение диафрагмы мы меняем параметр ГРИП, а увеличивая параметр ISO можем получить неплохие снимки даже в условиях плохого освещения.

При этом комбинацию значений выдержки и диафрагмы называют экспопарой. В фотографии работает, так называемое, правило взаимозаместимости (иногда встречается формулировка закон взаимозаменяемости). Это значит, что можно получить одну и туже экспозицию при разных значениях экспопары.

Например, при значениях:

(1/30с)/(f/8)= (1/60с)/(f/5,6)= (1/125с)/(f/4) и так далее,

на матрицу попадает одинаковое количество света, а вот какой эффект на снимке хочет получить фотограф (резкость, размытие, передать движение, выделить главный объект или размыть фон) решать ему, изменяя соответствующий параметр (выдержку или диафрагму).

ISO тоже относится к одному из инструментов построения правильной экспозиции. Действительно, бывают моменты, когда диафрагма открыта на полную, выдержка установлена максимально допустимая для съемки с рук, а света все равно не хватает, и вспышку использовать нельзя. Тут и приходит на помощь параметр ISO. Немного подняв его, можно уже что-то будет разглядеть на снимке, но, как рассматривалось в соответствующем уроке, возрастет уровень шумов.

Теперь, сделав первые шаги в изучении теории цифровой фотографии, перейдем к рассмотрению настроек зеркального фотоаппарата на примере моего Nikon D5100.

Хочешь узнавать о новых статьях первым! Просто подпишись:


Понравилась статья? Поделись ею с друзьями:

Живое общение в комментариях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>